Разработка медиа-плана.
Медиа-планирование в Интернете имеет ряд своих особенностей, которые возникают в связи с тем, что Интернет - это специализированное, высоко технологичное медиа-пространство.
При медиа-планировании следует учитывать ряд факторов и осуществляется комплекс действий, в результате которых разрабатывается документ, дающий представление о том, что рекламируется, какими средствами для какой аудитории и сколько это стоит.
Комплекс действий и ключевых факторов приводиться в следующей схеме.Схема 2
Комплекс медиа-планирования.
Разработка
медиа-брифа
Бюджет рекламной кампании
| Медиа-планирование | |||||
| Принятие решений о выборе рекламных площадок и средств рекламы | Расчет охвата аудитории | Расчет затрат на рекламу | |||
| Планирование времени (time-table) | Планирование схем размещения рекламы и форматов | Выбор видов таргетинга (фокусировок) | |||
| Планирование количества нажатий на баннер | Расчет стоимости одного нажатия на баннер | Индексирование рекламных носителей | |||
Разработка креативной стратегии и рекламных носителей
Источник: разработано автором.
Безусловно, первоначальным этапом медиа-планирования является разработка медиа-брифа, где отражаются цели и задачи рекламной кампании, а также дается характеристика рекламируемого объекта, аудитории, рынка и т.д. Уже на этом этапе закладывается концепция рекламной кампании, определяются сроки проведения, и продумывается предварительная креативная стратегия. Подробнее о медиа-брифе рассказывалось в предыдущем разделе данной диссертации.
Если был опыт прошлых рекламных кампаний, схожих с той, которая планируется, то этот опыт может существенно помочь избежать прошлых ошибок и выйти на более профессиональный уровень рекламной активности. В этом случае уже будет известна реакция аудитории на разработанные рекламные носители, будут сведения о затратах и эффективности тех или иных рекламных действий.
В основном, рекламные кампании привязаны к каким-либо событиям, происходящим в фирме. Это может быть начало какой-нибудь маркетинговой акции, вывод на рынок нового продукта или услуги, или же стимулирование сезонного спроса. Это лишь небольшая часть событий, и в любом случае планирование времени рекламной кампании немаловажно. Рекламные кампании могут проводится по 1-2 недели или могут быть рассчитаны на месяц, после чего имеет смысл сделать перерыв, чтобы оценить эффективность проделанного и потом начать опять уже скорректированную рекламную кампанию.
Важным является и бюджет рекламной кампании. От его размера зависит и период, и интенсивность и качество рекламной активности. Бюджет формируется исходя из целей и задач, но при этом затраты не могут превышать доходную часть бюджета фирмы в целом, и это очевидно.
Если целью рекламной кампании является увеличение продаж, то бюджет устанавливается в процентах от прогнозируемого дохода. Так же существуют ситуации, когда целью рекламы является увеличение посещаемости сайта, а именно увеличение доли аудитории сайга фирмы в общей целевой аудитории. Для фирмы это необходимо, прежде всего, для распространения информации об объекте рекламы и от того, насколько качественно будет охвачена аудитория и сколько людей «придут» на сайт, зависит объем бюджета.
На медиа-план, так же может повлиять и анализ рекламной активности конкурентов. Нужно знать, что делают другие для того, чтобы сделать лучше или понять, что лучше уже не получиться. Анализ конкурентов в плане
рекламы в Интернете - очень кропотливая задача, парой дающая лишь примерное представление, т.к. разные рекламодатели договариваются с вла-
*
дельцами рекламных площадок или с рекламными агентствами по-разному. Но, тем не менее, можно отслеживать рекламные места, сроки размещения и рекламный креатив, т.е. проанализировать, что именно рекламируют и каков творческий подход к созданию рекламных носителей.
Итак, проанализировав все факторы, влияющие на медиапланирование и имея сформированный медиа-бриф, который был описан выше, составляется перечень рекламных средств, которые будут задействованы в рекламной кампании. Такими основными средствами, для которых рассчитывается медиа-план, являются: 1)Тематические сайты; 2)Баннерные сети; 3)Поисковые машины;
Далее будет целесообразно привести медиа-расчет по каждому рекламному средству, с этой целью диссертант полагает необходимым привести некоторые ценовые модели и расчетные показатели, которые будут задействованы при медиа-планировании.
Таблица 5
| Обозначение | Описание показателя |
| AD Impression | Общее количество показов рекламных баннеров |
| AD Reach | Количество уникальных пользователей, которым был показан рекламный носитель |
| AD Frequency | Средняя частота показа рекламного носителя одному зрителю (AD Impression/ AD Reach) |
| CTR | Отражает эффективность демонстрации рекламных носителей и рассчитывается как отношение числа кликов на баннер (AD Click) к числу его показов (AD Impression) |
| CPM | Стоимость за 1000 показов рекламного носителя |
| Flat Fee | Фиксированное размещение рекламного носителя за определенный промежуток времени |
| CPC | Стоимость одного нажатия на баннер (клика). Рассчитывается как отношение затрат на рекламу к количеству кликов. |
| CPV | Стоимость одного посетителя. Рассчитывается на стороне рекламодателя как отношение затрат на рекламу к количеству посетителей. |
| Site Visit | Прогноз количества переходов посетителей на рекламируемый сайт с рекламного носителя. Рассчитывается как произведение AD Impression и CTR |
Источник: разработано автором.
Почти любая рекламная кампания в Интернете не обходиться без использования тематических сайтов для контакта с аудиторией. В Сети можно определить следующие виды сайтов, которые могут быть интересны при планировании рекламы:
1. Интернет-сервисы. Например, почтовые службы, службы хостинга и т.д.;
2. Конгенг-проекты. Сайты нацеленные на определенную тему, например, www.guitars.ru (все о гитарах) или www.auto.ru (все про автомобили);
3. Новостные сайты. Характеризуются как интернет-СМИ, например,
< www.lenta.ru,www.dni.ru;
Определив ряд сайтов, рассчитывается охват аудитории, который возможен по каждому сайту. Размер аудитории, на которую предстоит воздействовать, может быть ограничен по 2-м причинам:
А) исходя из бюджета рекламной кампании, т.к. небольшой бюджет ведет к меньшему охвату;
Б) исходя из возможностей сайта, т.е. сайты не предоставляют того объема аудитории (небольшая посещаемость), которая может быть охвачена при большом бюджете. В этом случае финансовые средства перераспределяются
< на другие рекламные средства;
Подсчет размера аудитории происходит благодаря независимым сервисам статистики, таким как, например, Rambler.ru, Spylog.ru, Mail.ru и т.д. Если владелец сайта предлагает свою статистику посещаемости, то существует риск быть жертвой обмана и не получить желаемый результат.
При подсчете аудитории сайта учитываются такие показатели как:
Уникальные посетители сайта или страницы, где будет размещена реклама.
При этом системой статистики подсчитываются уникальные ір-адреса браузеров (программа просмотра интернет-страниц). Но здесь есть и погрешность, например, если выход в Интернет группы людей происходит
через proxy-сервер, то учитывается один ір-адрес, т.е. как будто в Интернет вышел один человек.
Хиты - обращения пользователя к странице, исключая перезагрузки. Повторный хит засчитывается при повторном обращении пользователя к странице по истечении 60 секунд по умолчанию.
Это ключевые показатели, но из них можно вычислить еще один - среднее количество просматриваемых страниц одним пользователем. Вычисление происходит путем деления хитов на уникальных посетителей. Этот показатель можно не заносить в медиа-план, но анализируя сайт, как будущее место размещения рекламы, это знать полезно.
Проанализировав сайты на предмет их аудитории и посещаемости, а также имея договор с вэб-издателем (владельцем сайта), где указаны цены размещения рекламы, места, способы и сроки, можно сформировать часть медиа-плана, а именно раздел по тематическим сайтам, который должен выглядит примерно следующим образом:
Таблица 6
Раздел медиа-плана по тематическим сайтам.
| I www-pecypc | Место разме щения | .Период | 1нед | Time-table | ||
| 2нед | Знед | 4 нед | ||||
| 468 | 01.09.03 | |||||
| х60, | ||||||
| www.auto.ru | верх, | X | X | |||
| стати- | 30.09.03 | |||||
| ка | ||||||
| 120 | ||||||
| хбОО, | 01.09.03 | |||||
| WWW. | сира- | X | X | |||
| і carexpert.ru | ва, | 30.09.03 | ||||
| 9 | стати- | |||||
| I | ка | |||||
Продолжение таблицы см. на следующей странице.
Ед. измерения, стоимости размещения
К-во | Кол-во единиц J показов,
(АП

| Стоимость за 1000 показов (СРМ), $ | Стоимость размещения, ($) | Коэффициент отклика, (CTR), % | Прогноз кликов (переходов), Site Visit | Стоимость за клик, (СРС), $ |
| 5,0 | 2 000 | 0,80 | 3 200 | 0,6 |
| 6,5 | 4 550 | 1 | 7 000 | 0,65 |
| 6 450 | 10 200 |
Расчеты:
1) Количество показов (AD Impression) =Ед. измерения стоимости размещения х к-во единиц;
- для www.auto.ru : 1 000 * 400=400 000 показов;
- для www.carexpert.ru : 1 000 * 700=700 000 показов;
2) Стоимость размещения = СРМ/1000 * AD Impression;
- для www.auto.ru : 5/1000 * 400 000=2 000 $;
- для www.carexpert.ru : 6,5/1000 * 700 000=4 550 $;
3) Прогноз кликов (переходов) = AD Impression * CTR;
- для www.auto.ru : 400 000 * 0,8/100 = 3 200 переходов;
- для www.carexpert.ru : 700 000 * /100 = 7 000 переходов;
4) Стоимость за клик, (СРС) = Стоимость размещения / Прогноз кликов (переходов);
- для www.auto.ru : 2 000 / 3 200 = 0,60 $;
- для www.carexpert.ru : 4 450 / 7 000 = 0,65 $;
В качестве примера использовалось медиа-пространство сайтов автомобильной тематики, на которых можно рекламировать связанные с этой темой товары и услуги, например автомобили, масла, авто-магнитолы и т.д.
Получается, что при публикации рекламных беннеров тиражом в 1 100 ООО показов можно привлечь 10 200 посетителей на сайт, затратив при этом 6 450 долларов США. Но, ігри прогнозе, количество в 10 200 посетителей нужно еще скорректировать на процент «не дошедших» до сайта посетителей с сайга вэб-издателя. Это связанно с тем, что посетитель, нажав на баннер, может не дождаться загрузки страницы из-за низкой скорости соединения с Интернетом или просто отвлечься на более важные дела. Такой процент «не дошедших» может достигать от 5 до 20 процентов.
Как уже отмечалось, при планировании рекламы в Сети используются не только тематические сайты, а также баннерные сети и поисковые машины.
Довольно широкое применение получили именно баннерные сети, за счет большого охвата, возможности фокусировок и относительно небольшими затратами.
Расчет медиа-баинга в баннерных сетях можно осуществлять следующим образом:
Таблица 7
Раздел медиа-плана по баннерным сетям.
> Продолжение таблицы см. на следующей странице.
| ' Сеть , | Размер | Фокуси- ровка . | Time-table 01.09.03 - 30.09.03 | Количе- | Ед. измере- | К-во | |||
| носи теля | 1 вед | 2 нед | Знед | 4 нед | стер дней | НИЯ стоимости размещения | единиц | ||
| www.LBN.ru | 468 х 60 | По городам (Москва) Кр. выходных | х | х | X | 15 | 1000 | 2 000 | |
казов, (AD Impression)
2 000 000
Суточная норма по- ; казов
133 333
Расчеты:
1) Количество показов (AD Impression) = Ед. измерения стоимости размещения х к-во единиц; 1 000 * 2 000 = 2 000 000 показов;
2) Суточная норма показов = AD Impression / количество дней;
2 000 000 / 15 = 133 333 показа;
3) Стоимость размещения = СРМ/1000 * AD Impression;
1 /1000 * 2 000 000 - 2 000 $;
4) Прогноз кликов (переходов) = AD Impression х CTR;
2 000 000 * 0,4 /100 = 8 000 переходов;
5) Стоимость за клик, (СРС) = Стоимость размещения / Прогноз кликов (переходов); 2 000 / 8 000 = 0,25 $;
Данные расчеты производились автором для баннерной сети LBN (Land banners network). Так же в плане могут быть задействовано несколько сетей, которые различаются между собой: форматами рекламных баннеров, правилами их изготовления и количеством участников сети.
Отличие плана по баннерным сетям от плана по тематическим сайтам заключается в том, что план баннерных сетей дополняется полем по фокусировкам (таргетингу), расчетам количества дней рекламной кампании и суточной нормой публикаций рекламных баннеров.
В приведенном плане указана фокусировка по городам и дням недели, т.е. рекламная кампания будет нацелена на Москву, и баннеры будут публиковаться только по рабочим дням. Например, продажа автомобилей какой- нибудь компанией осуществляется в московском регионе и для богатой аудитории, которая пользуется Интернетом в основном на работе и в рабочие дни, а в выходные принято считать основную аудиторию Интернета, состоящую из подростков и студентов, не имеющих работу и выходящих в Интернет из дома или из компьютерных клубов. Такая аудитория естественно не является целевой для компании-продавца автомобилей, поэтому фокусировка показов баннеров по дням недели является необходимой и полезной в рекламных интернет-технологиях.
Как уже отмечалось, баннерная сеть дешевле в использовании, это доказывают и приведенные выше расчеты. При использовании тематических сайтов можно привлечь около 10 000 посетителей, но при этом стоимость одного посетителя будет равна примерно 60 центов. В баннерной сети стоимость посетителя меньше - 25 центов, но при этом привлекутся 8 000 посетителей, и потратится на это 2 000 долларов.
Хотя баннерная сеть выглядит привлекательной для рекламодателя исходя из вышеизложенных обоснований, но все-таки она имеет ряд недостатков:
1) Для каждого товара в баннерной сети свой объем аудитории, которой порой может быть не достаточно для реализации плана по охвату рекламной кампании;
2) Баннерные сети могут «не докручивать» баннерные показы из-за сбоев или недобросовестной работы администраторов сетей, отдавая приоритет по «открутке» баннеров другому рекламодателю;
3) Баннерная сеть не имеет постоянного ядра лояльной аудитории в отличии от рекламы на тематических сайтах, а это может быть востребовано в зависимости от целей рекламной кампании;
Плюсы и минусы есть везде, поэтому нельзя строго судить, что лучше для рекламы, сайты или баннерные сети. Все зависит от целей и задач и главное
уметь применить любое рекламное средство для достижения позитивных результатов рекламной кампании.
Далее речь пойдет о планировании рекламы в поисковых машинах. В плане баннерой рекламы там дела обстоят так же, как и с тематическими сайтами и методика медиа-планирования в принципе схожа, поэтому освещать отдельно это не стоит, а такой вид рекламы, как контекстная, заслуживает внимания из-за своей специфики.
Контекстная реклама в поисковой машине работает следующим образом: пользователь в строке поиска вводит слово или словосочетание того, что хочет найти. При этом выдаются результаты поиска, в которых появляется реклама соответствующая заведомо составленным словосочетаниям и словам рекламодателя, которые совпадают с искомыми словами посетителя (потребителя рекламы).
Такой вид рекламы зарекомендовал себя как надежный способ воздействия на целевого потребителя рекламы. Здесь главное правильно составить поисковые слова, характеризующие рекламируемый продукт и благодаря которым посетитель увидит рекламное сообщение.
На практике это выглядит следующим образом. Например, нужно прорекламировать компьютеры и оргтехнику. Составляются поисковые слова: принтер, компьютер, сканер, модем и т.д. Затем эти слова или словосочетания отправляются администратору поисковой машины, который активирует рекламу по этим словам.
Далее, потенциальный клиент заходит в «поисковик» и хочет подобрать себе, допустим, принтер. Он вводит в поисковое окно слово «Принтер».
Ценовые модели и расчетные показатели при медиа-планировании.
Рис. 4
Пример поиска на yandex.ru
Я ищу: {принтер Найти
Везде I Каталог Новости Маркет Энциклопедии Картав
Пользователю выдается результат поиска, в котором появляется баннер рекламодателя и причиной появления этого баннера является именно то, что человек искал именно принтер.
Рис. 5
Пример баннера при контекстной рекламе в результатах поиска.
•Пол
к
Стоимость контекстной рекламы зависит от количества показа купленных слов. Но, как узнать, сколько показов дает одно слово, чтобы рассчитать бюджет? Делается это следующим образом: у представителя поисковой машины нужно запросить, статистику, которая показывает, сколько
раз слово запрашивалось за месяц. Как установлено в ходе диссертационного исследования, слово «принтер» запрашивалось 22 450 раз. Благодаря этой цифре, можно понять, что покупать 1000 показов мало для такой аудитории, а 70 000 - слишком много.
Завершив анализ, принимается решение, например, необходимо в поисковой системе Yandex купить 22 000 контекстных показов слова «принтер» на период - 30 дней. 1000 контекстных показов в Yandex стоят 40 долларов США. Расчет такой: 40 / 1000 * 22 000 = 880 долларов. Таким образом, в течении месяца, для пользователей, которые будут искать слово «принтер», будет демонстрироваться баннер рекламодателя в результатах поиска.
Контекстная реклама может быть и дорогой и дешевой, все зависит от специфики купленных слов. Так, проведенное автором исследование показало, что в системе Yandex за месяц происходит более 277 000 запросов по слову «автомобиль» и связанных с этим словом словосочетаний. Далее приводиться статистика первых десяти слов и словосочетаний по авто-теме.
| Всего запросов: | 277303 |
| автомобили | 18605 |
| продажа автомобилей | 7857 |
| подержанные автомобили | 2932 |
| автомобили в кредит | 2860 |
| японские автомобили | 2288 |
| продажа подержанных автомобилей | 2067 |
| автомобили из германии | 2004 |
| тюнинг автомобилей | 1494 |
| автомобили ваз | 1492 |
| прокат автомобилей | 1429 |
Эта статистика, так же, показывает интерес аудитории к темам, связанным с авто-тематикой. Но если рекламодатель захочет охватить всю аудиторию, интересующуюся автомобилями, то необходимо будет выкупить не менее 250 000 показов за месяц, и затратить на это 10 000 долларов США.
Разработка медиа-плана, как по контекстной рекламе, так и по рекламе в баннерных сетях и на сайтах — это подготовительный этап при реализации рекламной кампании. После чего наступает сам этап проведения рекламной кампании и затем начинается процесс подведения итогов и оценки эффективности рекламной кампании.
Практическая методика оценки эффективности рекламных кампаний в Интернете будет рассматриваться в следующем параграфе диссертации.
3.3
Еще по теме Разработка медиа-плана.:
- 82. Кампания как вид PR-работы: сущность, специфика и назначение
- 40. Медиапланирование: функции, задачи специалиста в работе с каналами СМИ.
- 59.Правила разработки коммуникационных и нформационных кампаний в СМИ;медиа программы;организация работы корпоративного пресс-центра,пресс-бюро;подготовка материалов для СМИ;проф.стандарты во взаимоотношениях со СМИ.
- 13. Средства рекламной работы в Интернет. Поисковые механизмы, информационные порталы и пр
- Разработка плана рекламной кампании
- 17. Планирование и модели проведения рекламных кампаний
- 21. Субъекты медиапроцесса: от редактора до корреспондента.
- 22. Публицист в массмедиа (очеркист, эссеист, критик, обозреватель).
- 23. Публицист в массмедиа (фельетонист, памфлетист, ведущий модератор).
- 2.5. Методы исследования
- ОГЛАВЛЕНИЕ